"Колыбель детской души"

Педагог–психолог высшей категории Никитина Галина Викторовна.
Педагог–психолог высшей категории
Никитина Галина Викторовна

Срок реализации программы 4 года. Группа состоит из 5-10 детей. Занятия проводятся в кабинета психолога.

Основные правила организации и проведения занятий:

1. Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего после дневного сна.

2. Занятия с детьми каждой возрастной группы проводятся 1 раз в неделю согласно сетке занятий и годовому плану ДОУ.

3. Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенностей детей.

Ожидаемые результаты. В силу индивидуальных особенностей социально-личностное развитие не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. К концу года наблюдается динамика развития познавательных и психических процессов. В результате обучения предполагаются следующие результаты:

У детей:

1. Наблюдается преобладание положительных эмоций;

2. Появляется способность сдерживать нежелательные эмоции или применении приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);

3. Ребенок знает, распознает и адекватно проявляет различные эмоциональные состояния. Он произвольно управляет своими эмоциями.

4. Детям становится легче общаться со сверстниками и взрослыми, так как они начинают лучше понимать себя и других людей, легче выражать свои чувства и понимать чувства других детей,

5. Дети проявляют эмпатию и поддержку, толерантно относятся друг к другу, доброжелательно взаимодействуют в совместной деятельности.

6. У детей снижается уровень тревожности, изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, умение сотрудничать. Уменьшается количество детских страхов.

7. У детей повышаются представления о собственной ценности (самооценке). Они комфортнее чувствуют и в группе детского сада, так как переносят туда полученные на коррекционных занятиях навыки общения.

8. Появляется уверенность в собственных силах, способность наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими.

9. Ребенок может социально адаптироваться и быть стрессоустойчивым в современных быстроменяющихся условиях.

10. В сфере развития волевого поведения: - ребенок должен научиться слышать и выполнять инструкции взрослого; - соблюдать правила игры; - произвольно регулировать мышечный тонус (напряжение и расслабление); - произвольно концентрировать и распределять свое внимание.

11. Ребенок овладел коммуникативными навыками.

12. Улучшается психологический климат в группе, происходит сплочение коллектива.

Структура занятия:

В структуре каждого занятия данной программы четко прослеживается развивающая часть. Коррекционное направление органично включается в структуру занятия только при работе с отрицательными эмоциями, такими как гнев, страх и т.д. Занятия программы имеют общую структуру, основанную на возрастных особенностях детей дошкольного возраста, и наполнены различным содержанием. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.

Для этого используются:

развивающие игры;

упражнения;

этюды;

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ педагога – психолога и рассказы детей;

сочинение историй;

беседы;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

слушание музыки;

рисование;

мини – конкурсы,

игры – соревнования.

Дети располагаются в кабинете психолога, усаживаясь кругом. Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается задание для совместного выполнения ребёнком и родителями

Программа занятий

Цель: Создание условий для овладения детьми средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование навыков межличностного взаимодействия со сверстниками, коррекция эмоциональной сферы путём использования нетрадиционных вариативных методик (сказко-песко-музыкотерапия и т.д.)

Задачи:

Обучающие:

 Обучать детей умению адаптироваться к различным жизненным ситуациям, вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему процессу общения, корректировать нарушения эмоциональной сферы;

 Формировать осознанное восприятие эмоций, учить детей адекватно выражать свои эмоциональные состояния, понимать эмоциональные состояния других людей.

 Формировать и совершенствовать познавательные психические процессы, необходимые для успешной социализации: память, внимание, воображение, интеллект.

 На примерах произведений детской художественной литературы обучать детей ценностным характеристикам поступков, ситуаций.

Развивающие:

 Развивать у детей активное отношение к жизни через введение ребенка в мир человеческих эмоций;

 Отрабатывать механизмы межличностной коммуникации, необходимые для успешного общения.

Воспитательные:

 Формировать позитивную мотивацию к познанию, положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира;

 Воспитывать интерес к окружающим людям, чувства понимания и потребности в общении для создания системы поведенческих норм;

 Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Формы и методы работы, используемые в коррекции эмоциональной сферы: 

1. Метод игровой коррекции: - ролевые игры; - психогимнастика.

2. Арт-терапия в различных её видах:

- рисуночная;

- музыкотерапия; -

элементы танцевальной терапии;

- творческое рассказывание.

3. Метод модификации поведения:

- кукольная драматизация;

- поведенческий тренинг.

4. Релаксационный метод.

Формы и методы:

Формы и методы проведения занятий зависят от профиля детского объединения. Использование разнообразных форм проведения занятий делает коррекционную работу более интересной. Из разнообразия методов в арсенале психолога наиболее эффективным считается метод сопереживания ситуации. Он был взят в качестве основного метода программы. Данный метод рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать всё, что происходит с ребёнком. Он помогает точно объяснить поведение ребёнка в той или иной ситуации.

Наряду с этим методом в работе используются: словесные, наглядные, практические, репродуктивные методы.

 имитационные и ролевые игры;

 психогимнастические игры

 коммуникативные игры;

 игры и задания, направленные на развитие произвольности;

 игры, направленные на развитие воображения;

 задания с использованием терапевтических метафор;

 эмоционально – символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование);

 релаксационные методы;

 социально-поведенческий тренинг;

 просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделирование новых версий;

 дискуссии;

 диагностика эмоционального состояния, отношение ребенка к обсуждаемой проблеме;

 обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

 примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Нетрадиционные методы и техники, используемые в программе:

 Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Для этого очень хорошо использовать упражнения – гимнастику для глаз Аветисова на компьютере.

 Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

 Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.

 Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.

 Песочная терапия. Снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, формирование положительного эмоционального фона, снижение уровня агрессии, развитие моторики.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie