"Колыбель детской души"
Срок реализации программы 4 года. Группа состоит из 5-10 детей. Занятия проводятся в кабинета психолога.
Основные правила организации и проведения занятий:
1. Используется время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше всего после дневного сна.
2. Занятия с детьми каждой возрастной группы проводятся 1 раз в неделю согласно сетке занятий и годовому плану ДОУ.
3. Последовательность тем и этапов может варьироваться в зависимости от особенностей детей.
Ожидаемые результаты. В силу индивидуальных особенностей социально-личностное развитие не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. К концу года наблюдается динамика развития познавательных и психических процессов. В результате обучения предполагаются следующие результаты:
У детей:
1. Наблюдается преобладание положительных эмоций;
2. Появляется способность сдерживать нежелательные эмоции или применении приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);
3. Ребенок знает, распознает и адекватно проявляет различные эмоциональные состояния. Он произвольно управляет своими эмоциями.
4. Детям становится легче общаться со сверстниками и взрослыми, так как они начинают лучше понимать себя и других людей, легче выражать свои чувства и понимать чувства других детей,
5. Дети проявляют эмпатию и поддержку, толерантно относятся друг к другу, доброжелательно взаимодействуют в совместной деятельности.
6. У детей снижается уровень тревожности, изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, умение сотрудничать. Уменьшается количество детских страхов.
7. У детей повышаются представления о собственной ценности (самооценке). Они комфортнее чувствуют и в группе детского сада, так как переносят туда полученные на коррекционных занятиях навыки общения.
8. Появляется уверенность в собственных силах, способность наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими.
9. Ребенок может социально адаптироваться и быть стрессоустойчивым в современных быстроменяющихся условиях.
10. В сфере развития волевого поведения: - ребенок должен научиться слышать и выполнять инструкции взрослого; - соблюдать правила игры; - произвольно регулировать мышечный тонус (напряжение и расслабление); - произвольно концентрировать и распределять свое внимание.
11. Ребенок овладел коммуникативными навыками.
12. Улучшается психологический климат в группе, происходит сплочение коллектива.
Структура занятия:
В структуре каждого занятия данной программы четко прослеживается развивающая часть. Коррекционное направление органично включается в структуру занятия только при работе с отрицательными эмоциями, такими как гнев, страх и т.д. Занятия программы имеют общую структуру, основанную на возрастных особенностях детей дошкольного возраста, и наполнены различным содержанием. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.
Для этого используются:
развивающие игры;
упражнения;
этюды;
рассматривание рисунков и фотографий;
чтение художественных произведений;
рассказ педагога – психолога и рассказы детей;
сочинение историй;
беседы;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
слушание музыки;
рисование;
мини – конкурсы,
игры – соревнования.
Дети располагаются в кабинете психолога, усаживаясь кругом. Форма круга создаёт ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая – либо игра, упражнение для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого – либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок – итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается задание для совместного выполнения ребёнком и родителями
Программа занятий
Цель: Создание условий для овладения детьми средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирование навыков межличностного взаимодействия со сверстниками, коррекция эмоциональной сферы путём использования нетрадиционных вариативных методик (сказко-песко-музыкотерапия и т.д.)
Задачи:
Обучающие:
Обучать детей умению адаптироваться к различным жизненным ситуациям, вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему процессу общения, корректировать нарушения эмоциональной сферы;
Формировать осознанное восприятие эмоций, учить детей адекватно выражать свои эмоциональные состояния, понимать эмоциональные состояния других людей.
Формировать и совершенствовать познавательные психические процессы, необходимые для успешной социализации: память, внимание, воображение, интеллект.
На примерах произведений детской художественной литературы обучать детей ценностным характеристикам поступков, ситуаций.
Развивающие:
Развивать у детей активное отношение к жизни через введение ребенка в мир человеческих эмоций;
Отрабатывать механизмы межличностной коммуникации, необходимые для успешного общения.
Воспитательные:
Формировать позитивную мотивацию к познанию, положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира;
Воспитывать интерес к окружающим людям, чувства понимания и потребности в общении для создания системы поведенческих норм;
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Формы и методы работы, используемые в коррекции эмоциональной сферы:
1. Метод игровой коррекции: - ролевые игры; - психогимнастика.
2. Арт-терапия в различных её видах:
- рисуночная;
- музыкотерапия; -
элементы танцевальной терапии;
- творческое рассказывание.
3. Метод модификации поведения:
- кукольная драматизация;
- поведенческий тренинг.
4. Релаксационный метод.
Формы и методы:
Формы и методы проведения занятий зависят от профиля детского объединения. Использование разнообразных форм проведения занятий делает коррекционную работу более интересной. Из разнообразия методов в арсенале психолога наиболее эффективным считается метод сопереживания ситуации. Он был взят в качестве основного метода программы. Данный метод рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать всё, что происходит с ребёнком. Он помогает точно объяснить поведение ребёнка в той или иной ситуации.
Наряду с этим методом в работе используются: словесные, наглядные, практические, репродуктивные методы.
имитационные и ролевые игры;
психогимнастические игры
коммуникативные игры;
игры и задания, направленные на развитие произвольности;
игры, направленные на развитие воображения;
задания с использованием терапевтических метафор;
эмоционально – символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование);
релаксационные методы;
социально-поведенческий тренинг;
просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделирование новых версий;
дискуссии;
диагностика эмоционального состояния, отношение ребенка к обсуждаемой проблеме;
обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Нетрадиционные методы и техники, используемые в программе:
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Для этого очень хорошо использовать упражнения – гимнастику для глаз Аветисова на компьютере.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.
Песочная терапия. Снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, формирование положительного эмоционального фона, снижение уровня агрессии, развитие моторики.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»