"Чудеса на песке"
Условия реализации программы:
программа рассчитана на детей в возрасте 3-7 лет, на 1 год обучения: 106 часов в год, 2 раза в неделю, занятия продолжительностью 30 минут. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий время, направленное на решение конкретных задач. Занятие проводится в подгрупповой и индивидуальной форме по 30 минут в кабинете педагога-психолога. Численный состав группы 2-3 человека, формируется из детей разного возраста на добровольной основе.
Прогнозируемый результат:
- Скоординированные движения кистей рук детей;
- развитое творческое воображение у детей;
- сформированный интерес к творческой деятельности;
- соблюдение культуры общения детей, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Ожидаемые результаты работы по программе:
– умение владеть различными приемами работы с сухим и мокрым песком;
– умение создавать композиции и сюжеты на песке;
– устойчивое внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- художественный вкус, творческие способности и фантазия;
– улучшение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе;
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора и словарного запаса.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в подгрупповой и индивидуальной формах.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 3-7 лет, а также привлечение родителей.
Новизной и отличительной особенностью программы “Песочная терапия” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Программа занятий
Актуальность программы «Песочная терапия» предоставляет возможность социальному педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Игра и рисование –особые формы детской деятельности.
Цель программы. Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей, всестороннее развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей и диагноза в процессе создания образов, используя сухой и мокрый песок.
Задачи программы.
1. Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья различным приемам конструирования на песке с использованием природного и бросового материалов, игрушек-миниатюр.
2. Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
3. Развитие сензитивности к процессу преодоления трудностей.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Направления работы.
1. Развитие творческих способностей.
2. Художественно-эстетическое развитие.
3. Познавательное развитие.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары-практикумы.
Работа с родителями предполагает: папки-раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер-классы, анкетирование, родительские встречи, семинары-практикумы.
Игры с песком: - развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимают мышечную напряжённость; - помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
- развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
- стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
- позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
- преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
- развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
- совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- способствуют расширению словарного запаса;
- помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
- способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
- помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ:
1. «Чувствительные ладошки» ( по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой)
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. - Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей). - Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.
2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
11. Выложить фишками геометрическую фигуру и др.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»